В конце 90-х муж как-то сказал: «В медицине остались только иждивенцы и те, кто больше ни на что не способен». Себя он отнес к иждивенцам. И я тогда убедилась, что правильно сделала, что ушла из медицины в 1994 году, не дожидаясь полной и окончательной нищеты в нашем доме.
Пусковым моментом к этому послужила горькая фраза дочери. Она тогда училась во 2 классе. И однажды, придя из школы, она сказала: «Ты знаешь, мама, я никому не говорю в школе, что мои родители врачи». Я удивилась, потому что в предыдущие времена профессия врача считалась престижной.
А она объяснила так: «Я стесняюсь об этом говорить. Потому что у врачей нет денег. И надо мной будут смеяться». И, знаете ли, «устами младенца».. И на самом деле. В это время уже был край. Гиперинфляция. Приватизация. Прочие «ции». Задержки зарплаты по полгода. За бюджетными сферами не было никакого пригляда.
Тогда мы с мужем начали думать, кто из нас наиболее полезный врач для общества. И решили, что уходить из медицины буду я. И ушла. Сменила профессию. Ну и понеслось.
Об этом я неосторожно написала в «Открытом письме Татьяне». И там в комментариях получила по заслугам: «Как ты могла!».
Такого рода нападки напомнили мне случай, когда после института по распределению я работала участковым врачом. Однажды я была на больничном, дочка болела. И когда вышла на работу и пришла по вызову к пожилому человеку, он меня спросил: «А где это вы были целую неделю?» Я честно призналась: «Дочь приболела». И получила в ответ: «Раз выбрали такую профессию, то нечего ходить по больничным! Теперь мы ваши дети».
Профессия врача – необычная профессия. Одна из немногих среди гражданских, где дают клятву служения. Где вопрос стоит о самом дорогом, что есть у человека – о здоровье. А то и о жизни или смерти.
ОБъем знаний, для того, чтобы быть профессионалом – колоссальный. В институте нам говорили, что для того, чтобы полностью усвоить весь материал, который нам дают за 6 лет обучения, нужно 35 лет.
Вы когда-нибудь пробовали читать профессиональные тексты для врачей? Попробуйте. Вы сможете понять отдельные слова. Но смысл написанного будет для вас непостижим. Это же касается и попыток объяснить пациенту, что с ним происходит, в чем проблема и как из нее выйти. Не всякий врач может сделать это понятно для больного.
А в те времена общество прямо заявило: «Хочешь жить – умей вертеться». И многие врачи не выдержали и ушли из профессии. Другая часть последовала совету прямо на рабочем месте. Кто их осудит?
Третьи выживали за счет домочадцев. А другие впали в полную нищету.
И так продолжалось почти 10 лет. Медицину рушили, пытали и к концу 90-х допытали почти до смерти.
Да я все понимаю! У государства были дела поважнее, нежели заниматься здоровьем населения. Да и цели такой не стояло. Я бы даже сказала – наоборот. В том смысле, что меньше народу – легче проводить реформы.
Не вписался в рынок – твои проблемы. Да и до сих пор об этом говорят, когда врачи жалуются на низкую оплату труда: «Ты же молодой, здоровый. Тебя же никто не заставляет работать за маленькую зарплату. Иди вагоны разгружай, если денег не хватает»
Таким образом, к концу 90-х медицина уже была скорее мертва, чем жива. Финансировалась по остаточному принципу. Держалась за счет немногих оставшихся профессионалов, преданных своему делу.
Кстати, зарплата моего мужа в то время была $50. Если бы я осталась работать в медицине, то семейный бюджет был бы $100.
Так что, массовый профессионализм врачей вряд ли мог состояться в то время. И образовалась кадровая «яма». Или кадровый «голод». А денежный голод привел лечебные учреждения к состоянию, близкому к смерти.
И страна оказалась в отстающих по всем показателям по здоровью населения. И на «почетных» первых местах по показателям, связанным со смертностью.
То есть, медицина нуждалась в реанимации. Срочно нуждалась в переливании крови. То есть денег и кадров.
В 2000-х деньги худо-бедно начали идти. Ремонтируются старые и строятся новые лечебные учреждения, закупается аппаратура, потихоньку идут разные нац.проекты и программы.
А вот проблема с кадрами осталась. И о ней 4 апреля говорила в 1 меде Татьяна Голикова.
И вот что она сообщила.
В России 26,3 врачей и 63,4 среднего медперсонала на 10000 населения. А в Германии – соответственно 35 и 80. Много это или мало, зависит от системы здравоохранения той или иной страны.
У нас не хватает около 153 тысяч врачей. И 800 тысяч медсестер. В основном в первичном звене. То есть, в той части медицины, с которой мы регулярно сталкиваемся.
Хотя стоматологов, хирургов, ЛОР-врачей, травматологов-ортопедов - в избытке. Прямо даже и не знаю почему.
А вот будущие медики знают. И поэтому
«По предварительным прогнозам в 2012 году количество выпускников по медицинским специальностям составит 22,6 тысячи человек… Приблизительно 20% или каждый пятый выпускник не идет в практическое здравоохранение. Остальные же выпускники идут на те специальности, где есть переизбыток»
8% медиков уходят из здравоохранения и ежегодный отток составляет 22-25 тысяч специалистов.
Интересно, почему? Эгоисты, наверное. Клятвопреступники.
Таким образом, положение с кадрами в медицинской отрасли министр назвала «угрожающим».
И как выбраться из этой ямы – неизвестно. Это будет сделать очень трудно. Учитывая, сколько сил, средств и времени нужно для подготовки хороших специалистов. Нужна кропотливая и долгая работа, которая не даст немедленного результата.
Наконец-то министерство озаботилось заработными платами врачей. И с 2013 г. планируют «существенно увеличить заработные платы медработников».
Но продвинутая часть населения точно знает, что зарплатами этот вопрос не решить. Поэтому не надо и пытаться. Потому что бюджет нельзя проедать. Его нужно тратить на более полезные для этой части граждан дела.
И лучший способ для того, чтобы медицина была «как в Европе» - это почаще менять власть, убирать министров и поднимать шум в СМИ, требуя расстрела медиков, которые совершили ошибку.
А я почему-то считаю, что для того, чтобы где-либо работали лучшие люди, нужна профессиональная конкуренция. И она, не в последнюю очередь, зависит от уровня оплаты труда.
Потому что в этом случае у предприятия будет возможно подобрать нужного специалиста.
И тогда у людей будет желание работать качественно и ценить свою работу.
Но, возможно, я ошибаюсь.
картинка отсюда: http://www.bandura.ru/medicare/dum.htm
Journal information